Мораль, извлеченная из шахмат

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо



В средствах массовой информации все чаще звучит тревога по поводу нашей системы образования, не успевающей за бурным развитием мирового технического прогресса, требующего от современного человека высоких знаний во всех областях науки и техники. Реформы образования, проводимые в России, положительных результатов на местах явно не дают. Родители бьют тревогу, куда, в какие руки, в какую школу, какой институт, платный или бесплатный отправить своего ребенка...

 НАША ШКОЛА — шахматная, поэтому нам легко сделать выбор в пользу... Бенджамина Франклина. Этому американцу вздумалось вывести ряд правил руководством государства через модель шахматной игры, нарушение которых приводило к краху государства.

 В 1791 году в Петербурге вышла небольшая, всего 12 страничек, брошюра великого американца, ставшая шахматным учебником на Руси. Эссе это путешествовало по всему миру под разными названиями: в России «Моральные ценности шахмат», во Франции «Мораль шахматной игры», в Англии «Мораль, извлеченная от шахматной игры». В этом эссе читаем: «Жизнь есть подобие шахматной игры, и потому с помощью оной можно приобрести или укрепить в себе ряд ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». И еще: «Игра сия имеет большое влияние на наши нравственные качества и доказывает сие тем, что она приручает к расчетливости, предусмотрительности, благоразумию, заставляет в затруднительных положениях изыскивать средства помогать себе собственными силами и доходить до всего прилежанием и внимательным рассуждением: и для того советуем всем молодым людям учиться оной».

 

 Первые контакты Бенджамина Франклина с деятелями русской науки и культуры начались с избранием его первым иностранным членом Петербургской Академии наук. Его контакты с деятелями русской науки и культуры, проникнутые духом гуманизма и дружбы между народами, стали одним из краеугольных камней в становлении русско-американских связей. Однако России не суждено было идти по намеченному Бенджамином пути. Жизнь России пошла по совершенно другой спирали, и о книге забыли. Последний раз она была издана в 1799 году, сейчас о ней мало кто знает. А между тем, пройдя через века и страны, это маленькое эссе будоражило умы исследователей, хотя написано оно исключительно в постулатах. Ссылаясь на эти постулаты, как на модель нашего бытия, вот что можно «вычислить» про систему образования в нашей стране:

 Школу надо выбирать ту, которая находится у твоего порога. Такой школой ребенок будет дорожить как своим родным домом. Система образования должна быть бесплатной. Платная система у нас превратилась в покупку экзамена, аттестата и диплома. Увы, пока у нас низкий нравственный уровень.

Школу необходимо обеспечить самым современным оборудованием для практических занятий, чтобы учитель смог не только словами и мелом объяснять предмет.

Снять обязанности классного руководителя.

Избирательные  функции. За души, за нравственность отвечают родители и государство.

Оптимизировать контроль над учебным процессом. Слишком много контролеров. Главное — результат.

Создать оптимальную нагрузку для учителя, не более трех уроков в день, чтобы у него была возможность творческого самообразования.

Зарплата должна быть, как в Японии — большая, огромная! Отобрать у олигархов украденные у государства деньги. Для спортивных тренеров-препо- давателей зарплата должна быть из бюджета муниципального образования, где он работает, и из бюджета спорткомитета государства, за выступление его воспитанников на европейских и мировых первенствах. Это позволит нам избежать немыслимых поборов с родителей, а педагог будет воспитывать патриота, а не внутреннего врага родины.

Стимулировать получение ученой степени после четырех-пяти лет работы. Директор и завуч школы должны иметь звание, как минимум, кандидата наук.

Обеспечить кураторство ученых над школой и тем самым — связь науки с учебно-образовательным процессом.

 Приглашают  репетитора для подготовки своего чада в вуз. Это вызвано несовершенной системой обучения в школе. Для этого необходимо: комплектование учащихся с первого и до последнего класса проводить не списком по 30 человек в классе, а по уровню знаний. Таких групп в одном классе может оказаться несколько. В группе должно заниматься не более восьми человек примерно одного уровня развития и мышления. После того, как произошла разбивка детей по группам с учетом их способностей, применить, соответственно, следующую методику обучения: объяснительно-иллюстративную, частично поисковую, проблемную, исследовательскую. Каждая из этих методик имеет право на существование, как в первом классе, так и в последнем. Вот описание каждой методики в отдельности.

Объяснительно-иллюстративная

Ее сущность состоит в том, что учитель должен доходчиво объяснить ученику, зачем этот предмет, или уравнение, или музыка, или химическая реакция, или литературное произведение ему нужны. Показать это на видеокассетах..

Частично поисковая

Учитель предоставляет учащемуся возможность попытаться самостоятельно искать пути решения сложных проблем, учит учащегося дать оценку данной ситуации, составить план решения, рассчитать несколько вариантов и сравнить их для выбора. Учителю здесь запрещается вмешиваться в сам процесс поиска решения. Он должен только корректировать действия ученика. Справившись с этим заданием, учитель переходит к следующему этапу.

Проблемная

 Само слово говорит за себя. Учитель здесь должен подобрать такие упражнения, такие задачи, которые вызывают проблему решения этого материала. Выясняются причины, по которым возникают эти проблемы. Здесь решаются более сложные задачи, затрагиваются более сложные темы.

Исследовательская

Самая сложная система обучения. От учителя требуется научить учащегося не просто решить ту или иную задачу, а исследовать ее суть, рассмотреть, как человек мог додуматься до тех или иных формул, предвидеть результаты своих исследований и их цель. В результате любого исследования должен быть найден более совершенный путь.

У учителя может возникнуть вопрос: «А как в начальных классах использовать проблемную и исследовательскую методики обучения?» Для этого приведу пример. На математической олимпиаде, в одной из самых известных школ нашего города, для первоклассников была дана такая задача: «Учащиеся 1Б класса посадили у школы шесть елочек. Сколько скамеек можно поставить между ними?» На эту задачу никто не обратил внимания, ни учителя, ни учащиеся, посчитав ее одной из легких. Однако, смею доложить, что эту задачу не под силу решить даже кандидату математических наук. Здесь как раз нужен метод исследования.

В заключение хочу сказать,, что «методика обучения по Франклину» позволит ребенку занять свою нишу в обществе, а родителей избавит от чудовищных затрат на репетиторство и различные подношения на всех уровнях. Я понимаю, что социальное положение нашего общества, так сильно повлиявшего на наш общеобразовательный уровень.

С уважением тренер высшей категории Бенч М.Г.

Напечатано в газете «Одинцовская неделя»

 От 30 августа 2006 год.

Write a comment

Comments: 4
  • #1

    Лада Морозова (Wednesday, 28 January 2015 18:37)

    Все очень правильно и по существу!!!

  • #2

    Богомолов Иннокентий (Wednesday, 09 September 2015 12:16)

    Полностью согласен с Михаилом Григорьевичем!

  • #3

    Portia Dahlgren (Wednesday, 01 February 2017 17:35)


    I need to to thank you for this great read!! I absolutely loved every bit of it. I have you saved as a favorite to check out new stuff you post�

  • #4

    AleXXX (Sunday, 19 November 2017 10:15)

    Portia Dahlgren (Среда, 01 Февраль 2017 17:35)
    "Я благодарна вам за то, что прочла! Мне нравится каждая частица. Буду проверять ваш сайт на наличие новых работ".

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо

Разработка сайта — www.ok-2.ru