ЭКОНОМИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ШАХМАТЫ.

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо



Качество экономики в любой стране во многом зависит от образования, а не наоборот. Элементы экономики сопутствовали развитию человеческого общества, но о развитии самого общества судили всегда по уровню его образованности.

Испокон веков мудрецы всего мира рассуждали о том, как вести хозяйство для достижения благосостояния в любой стране, как его регулировать, как им управлять. Тренер высшей категории по шахматам, инженер-экономитст, Михаил Бенч считает, что эти задачи решает в первую очередь образование. Своими мыслями о том, как можно было бы улучшить отечественную систему общего образования, Михаил Григорьевич поделился с читателями газеты «Диалог» и юными журналистами филиала ОЦЭВ.

Именно образование, а  не потребности населения, приводят общество к благосостоянию, так как первая производительная сила в любой стране - это образованный человек, вторая - природа. Поэтому рациональное природопользование напрямую зависит от уровня образованности.

В России, на мой взгляд, складывается система образования, в которой человек остается пассивным исполнителем навязанных ему «правильных» решений на протяжении всего учебного процесса. Вначале учитель излагает проблему, затем представляет пути ее решения, которые ученик обязан повторить при закреплении полученных им знаний. В этом случае, обучающийся никогда не научится мыслить самостоятельно, а главное - искать и находить правильные решения в любых жизненных ситуациях.

В настоящее время в системе образования в нашей стране можно выделить три основные ошибки. Первая ошибка - мировоззренческая, заключается в том, что для осуществления образовательного процесса, прежде всего, необходимы ресурсы, а не умение принимать правильные решения. Вторая - школа представляется как закрытая среда, в которой общение школьников с внешним миром ограничивается общением с членами семьи и молодежными организациями. Школьники должны общаться друг с другом, посещать общественные мероприятия - выставки, ярмарки, театры и т.д., то есть, активно взаимодействовать с внешней средой, которая для них не ограничивается общением с друзьями и родственниками. Это поможет им сформировать адекватное представление об окружающем их мире. Третья ошибка - ученик представляется не как личность внутри определенной социальной группы, а как «элемент групповой структуры», у которого воспитывается ритуальное, а не осознанное поведение. Ученик - это личность, осознающая себя частью определенной социальной группы. Эти ошибки можно исправить, не прибегая к экономическим рычагам.

Что может сделать учитель? Предоставить учащемуся возможность попытаться самостоятельно искать и находить пути решения сложных проблем, учить ребенка давать оценку ситуации. Для этого - представить ситуацию как не имеющую четкого плана своего решения и базироваться на импульсах ученической аудитории, выбирая из них наиболее точно соответствующие правильному решению. Учитель не должен становиться «донором» правильных решений, он должен тянуть до последней минуты с оценкой ситуации, когда каждый из учеников воспримет ее как свою собственную проблему, что послужит пусковым механизмом к самостоятельному поиску плана решения. Затем вместе с учениками необходимо остановиться на нескольких наиболее удачно выбранных решениях и сравнить их с целью выбора наилучшего. Сам процесс поиска решения учеником должен проходить без вмешательства учителя, допускается лишь корректировать действия ученика, но не направлять их.

Следующим этапом исправления ошибок служит коррекция педагогом предлагаемых учебной программой упражнений. Учителю следует предлагать ученикам такие задачи, которые бы вызывали у них проблемы, а далее - выявить причины, по которым возникли эти проблемы.

Научить ребенка исследовать решаемую задачу - самая сложная часть процесса обучения.

Выявляется суть задачи, затем внимание обучаемого переводится на то, как человек мог додуматься до предлагаемых формул, для какой цели они ему служат. В результате такого исследования должен быть найден наиболее совершенный путь решения задачи

Личностное восприятие и участие в решении одной общей задачи позволяет каждому ребенку занять свою нишу в коллективе, а затем и в обществе. Это то самое, направленное на общее развитие, обучение, о котором почему-то забывают наши педагоги.

В такой системе каждый ребенок, каким бы он ни был - одаренным или нет, - ощущает себя нужным, способным к своему дальнейшему совершенствованию. В учебном процессе исключаются перегрузки детей, подавление детского любопытства, разрушаются стереотипы, которые приводят к пассивности и равнодушию.

Моя преподавательская деятельность связана, главным образом, с обучением шахматной игре. Большой педагогический опыт подсказывает мне, что шахматы - не игра, а один из методов воспитания личности, имеющий огромное значение для раскрытия способностей и талантов. В одном английском эссе, называющемся «Мораль, извлеченная из шахматной игры», читаем: «жизнь есть подобие шахматной игры, и поэтому с помощью оной можно приобрести или укрепить в себе ряд ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». И еще: «игра сия имеет большое влияние на наши нравственные качества и доказывает сие тем, что она приручает к расчетливости, предусмотрительности, благоразумию, заставляет в затруднительных положениях ...доходить до всего прилежанием и внимательным рассуждением».

Если заглянуть в историю, то мы увидим великое множество выдающихся людей среди математиков, физиков, композиторов, полководцев, воспитанных на игре в шахматы. В шахматах, как в зеркале, отражены развитие, мощь и культура государства, пути победителей, исключающие косность мышления, ошибки в принятии главных политических решений. Достаточно вспомнить, что первый вождь мирового пролетариата - В. Ленин, - был знатоком шахмат. Все последующие правители мало смыслили в шахматах, и даже чуждались выдающихся отечественных шахматистов - таких, как Михаил Ботвинник, Александр Алёхин, Борис Спасский, а мировая звезда, гордость СССР - Федор Богатырчук был оставлен в Киеве на расправу гитлеровской армии в годы Великой Отечественной войны - ему даже не была обеспечена эвакуация. Последующие правители жестоко преследовали советских шахматистов, выслеживая их во всем мире из политической зависти к прозорливости их ума.

В трактате имама Ар-Рагиба способы расстановки шахматных фигур рассматриваются как модели обустройства жизни. До Ар-Рагиба шахматы вообще не называли игрой. Неизвестно, в чью голову пришла мысль о том, чтобы назвать фигуры на расчерченной квадратами деревянной доске шахматами, что дословно в переводе с арабского означает «смерть правителю». Возможно, это нелепое название «спортивного снаряда» для умственных упражнений сослужило истории плохую службу и подвергло преследованиям приверженцев притягательной пользы мозгового мышления.

Монах - доминиканец Якоб Цезалис в своем трактате, написанном в XIII веке, сравнивал модель шахматной игры с правильным устройством общества, в котором все действующие лица взаимозависимы и находятся в системе, которую нельзя нарушить. Иначе общество ждет катастрофа. Эта модель позволяла правителям всех времен лучше понять закономерности государственного устройства. Если бы наши законодатели почаще упражнялись на этом незамысловатом «снаряде», - проблемы отечественного образования давно были бы решены.

Записала Лариса Студеникина

На фото:

Михаил Григорьевич Бенч с учеником, участником Первенства Европы и мира, учащимся 2 класса гимназии № 14 г. Одинцово Григорием Тер-Саакяном.

Напечатано в газете «Диалог»

 

 От Января 2013 год No4.

Write a comment

Comments: 8
  • #1

    Олег (Saturday, 14 June 2014 12:28)

    Михаил Григорьевич, спасибо вам за статью!

  • #2

    Ульяна (Tuesday, 26 August 2014 17:31)

    Спасибо большое Михаил Григорьевич Вам за статью. Я согласно с тремя ошибками в системе образования.
    Особенно со второй.

  • #3

    Владимир, Одинцово (Wednesday, 27 August 2014 18:08)

    Федор Богатырчук во время Великой Отечественной войны под надуманным предлогом (прохождение вымышленного курса прививок от бешенства) избежал эвакуации. Работал в оккупированном немцами Киеве, был заместителем председателя Украинского Красного Креста и его фактическим руководителем (в связи с болезнью председателя). Репрессии немецких войск быстро привели Богатырчука к разочарованию в нацизме. Красный Крест под его руководством открыл сбор средств для военнопленных, что в конечном итоге привело к закрытию Украинского Красного Креста и вызову Богатырчука в гестапо (правда, не имевшему последствий)[2]. После этого Богатырчук возглавил Институт экспериментальной медицины. В 1943 году, будучи в командировке в Берлине, познакомился с генералом Власовым.

    При приближении советских войск вместе с семьёй эмигрировал в Краков, затем в 1944 году в Прагу. Там он вступил в КОНР (Комитет освобождения народов России), который возглавил Власов. Богатырчук входил в Президиум КОНРа от Украинского национального совета. Его личность неоднозначна.
    Спасибо за статью!

  • #4

    Лика (Tuesday, 03 February 2015 15:24)

    Замечательная статья!

  • #5

    Аркадий Вуль (Wednesday, 11 February 2015 18:52)

    Поучительная, интересная статья. Любую жизненную ситуацию можно смоделировать на шахматной доске. Шахматы, величайшее изобретение человечества, по сути являются моделью жизни.

  • #6

    Monnie Schrom (Wednesday, 01 February 2017 20:39)


    Whats up very nice blog!! Man .. Beautiful .. Amazing .. I will bookmark your website and take the feeds additionally? I am satisfied to search out a lot of useful info here in the post, we need develop extra strategies in this regard, thank you for sharing. . . . . .

  • #7

    Алекс.Переводчик* (Monday, 27 March 2017 15:23)

    Monnie Schrom
    "Что за чудесный блог!! Вы поразительны, удивительным...С вашим сайтом я сделал заметку, такие вещи питают наши умы, правда же? Я душевно сыт, найдя здесь много полезной информации, ибо нам нужно развивать редкие " шаги" в этих взглядах. Сапасибо, что делитесь.

  • #8

    Владимир Наконечный _ Киев (Thursday, 05 October 2017 23:07)

    Дорогой Наш - Михаил Григорьевич, спасибо Вам!!!

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо

Разработка сайта — www.ok-2.ru