Что наша жизнь? Игра!..

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо



Моя супруга, незабвенная Ксюша, как-то напомнила мне о зарубежном писателе, который замахнулся в своем произведении на мусульманскую святыню. Сколько шуму это вызвало по всему миру; и где теперь тот писатель, никто не знает...

И все же я рискну поднять такую тему, как религия и шахматы. Поскольку в мире огромное количество различных религий, остановлюсь, достаточно коротко, на двух самых основных типах: авраамической и ведической. Именно они играют главенствующую роль в современном мире.

К авраамическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Это пророческие религии, потому что в них большая роль отводится пророкам, посланным напоминать людям об их месте в Божьем замысле, в созданном Богом мироздании.

Ведические учения включают индуизм, буддизм и джайнизм, имеющие общие корни в ведической культуре Древней Индии. Их объединяет вера в цикличность существования: вселенные рождаются, живут, стареют и исчезают, а на смену им приходят другие. И точно также все живое на Земле претерпевает смерти и возрождения.

И религия, и шахматы на сегодня имеют массу тайн. Вокруг них веками сочинялись легенды, и никаких бесспорных ответов до сих пор не найдено. Но если в религиях каждый из нас ставит для себя определенную точку отсчета, то в шахматах каждое руководство к изучению игры начинается с изложения сказок и легенд об их изобретении. Вот и попробуй найти истину между религией и шахматами, ну разве что под силу это только Богу.

Цель моего небольшого эссе - рассказать, как на протяжении многовековой истории менялось отношение религии к шахматам.

Под шахматами я подразумеваю не спорт, где человек научился виртуозно перемещать по шахматной доске фигурки, а ту великую шахматную доску, на которой человечество разыгрывало свои драмы. И людей, которые пытались на ней вести свою игру.

История шахмат не обладает точными данными ни о месте, ни о времени возникновения шахмат. Ведь общепринятое мнение о происхождении их в Индии подвергается сомнению. Знаменитый эпос Махабхарата рассказывал о правителе, который проиграл свою казну, царство и жену. И даже сам грозный бог Шива играл в эту игру со своей женой Паравати, а фигурами выступали живые люди. Порой проигрывая, он злился и сбрасывал фигурки с доски...

Противоречия между этой верой и шахматами если и встречались, то крайне редко и не были на слуху. По словам историков, приверженцев индийского происхождения шахмат, они полностью отвечают ведическому вероисповеданию. Четко прослеживается цикличность игры, ее начало и конец, смерть одного правителя и жизнь второго. Повториться это может, по подсчетам самой современной на сегодня ЭВМ, аж через 18 446 744 073 709 551 615 ходов(!) Не закодирована ли в этих ходах цикличность бытия нашей вселенной по времени?..

Приверженцы другой теории происхождения шахмат с вышеозвученной теорией категорически не согласны. Они утверждают, что шахматы сначала зародились где-то в арабских или персидских государствах, где уровень цивилизации был самый высокий на земном шаре.

Между ними велись постоянные войны.

Персы (современные иранцы) считали арабов диким, некультурным народом. Варварами, совершающими грабительские набеги на цивилизованных персов. Пока среди арабов не было единства, персы спали спокойно. Ситуация изменилась после появления ислама. Великий пророк Мухаммед сумел объединить вокруг новой веры арабские племена. И после его смерти в 632 году вдохновленные Аллахом воины понесли новую веру в соседние страны на острие копий. Говорят, последними словами Саддама Хусейна были проклятия в адрес американцев и ...персов.

Некоторые исследователи утверждают, что именно череда войн натолкнула мудреца на мысль о создании шахмат как модели ведения этих войн. И действительно, мудрецу удалось отобразить на шахматной доске реалии военных действий. Они стали быстро распространяться по земному шару. И каждый народ переосмысливал шахматную игру по-своему, адаптируя к своим традициям и нуждам. В Европе, получившей игру от арабов, условный стиль стал доминирующим. При этом реалии средневековой жизни (власть церкви и феодалов) воплотились на шахматной доске: слон превратился в епископа, а колесница - в башню замка. В Древней Руси шахматы тоже быстро вписывались в быт. Вместо колесницы или башни замка появилась ладья, демонстрируя этим важность речных путей для Руси.

Но вернемся в период расцвета арабской культуры (IX-X века). Свежая горячая кровь потомков воинов Аллаха соединилась с бережно собранным наследием античной эпохи и породила множество полезных для человечества плодов. Появились сочинения исламских математиков, географов, астрономов и историков. Кстати, мало кто знает, что с трудами великих философов античности ученые средневековой Европы впервые ознакомились именно в арабском изложении. На Востоке расцветает поэзия, возникает новый стиль в архитектуре, который сегодня называется мавританским. В городах появляются школы, библиотеки, университеты, больницы. Этот период называют «мусульманским ренессансом».

 

Широко известный во всем мире Омар Хайям в те века изрек в своих рубаи:

 

«Мир я сравнил бы

с шахматной доской:

То день, то ночь.

А пешки? - мы с тобой.

Подвигают, притиснут - и побили:

И в темный ящик сунут на покой».

Ибн-Сина (Авиценна), которого мы больше знаем как врача, хотя его таланты не ограничивались только медициной, тоже писал стихи о шахматах:

«Земля подобна шахматной доске,

Фигур без счета у Судьбы в руке.

В небытие ушли и царь, и нищий,

Пока мы здесь, а будем вдалеке».

Выскажу свое, сугубо личное мнение. Пока Боги на небесах, а правители на земле играли между собой, в шахматном мире все было спокойно. Но когда с этой игрой ознакомились широкие слои, правители и боги забеспокоились. И здесь особо выделяется трактат имама Ар-Рагиба. Автор впервые в широком философском смысле ставит вопрос: что такое шахматная игра, в чем ее смысл и внутреннее содержание? И пытается на него ответить. Из этих трактатов мы узнаем, что шахматы - не только модель войны, сражения, но и модель обустройства жизни. Следует подчеркнуть, что до этого момента игра вообще не называлась шахматами. А вот кому пришла идея назвать эту игру шахматами, что дословно в переводе с арабского означает смерть правителю?..

Как утверждают историки, вместе с философией и привычкой мыть руки перед едой в Европу с Востока приходит и мода на шахматы. А вслед за игрой быстро возникают шахматно-философские концепции, в чем-то похожие на восточные.

Монах-доминиканец Якоб Цезолис в XIII веке даже написал трактат, в котором правильное устройство общества сравнивалось с шахматами, где есть король и королева. А слоны олицетворяют старейшин, отвечающих за права и законы, кони - рыцарей, ладьи - королевских чиновников, пешки - крестьян. Все они находятся в системе взаимозависимости, которую нельзя нарушить, иначе общество ждет катастрофа.

Считалось, что обучение игре в шахматы позволяет лучше понять закономерности общественной жизни и осознать, в чем состоит долг и правителя, и подданных разных сословий.

Еще дальше пошел король Кастилии Альфонсо X Мудрый. Он утверждал, что шахматы - модель даже не общества, а всего Космоса, позволяющая понять течение жизни...

Для Богов и их наместников на земле это стало последней каплей в чаше терпения, и за такую ересь полетели головушки великих мыслителей и ученых. Так лишился головы Ибн-Сина (Авиценна). Европа 1юже не отставала и жгла всю ересь на кострах.

В 18-м веке, казалось бы, мир стал более цивилизованным, ан нет! Известный шахматист, композитор этой игры араб Филипп Стамма преследовался в Сирии за пропаганду шахмат. Вынужден был эмигрировать во Францию в 1737 году, а затем в Лондон, где стал переводчиком с восточных языков при английском правительстве. Он основатель алгебраической нотации, которой до сих пор пользуются все шахматисты мира. Его книга «Благородная игра в шахматы» многократно переиздавалась на немецком и итальянском языках и ряде других языков Европы.

А что же христианство? Как оно воспринимало шахматы? С XIII века церковь на Руси, как и в ряде других стран Европы, боролась с шахматами. При этом церковники тайно от людского глаза играли в шахматы, но при этом усматривали в них отголоски язычества, боялись большой притягательной силы этой игры. Вот почему приговорили шахматы к апостольскому запрету. В начале XYI века на шахматы обрушился с гневной проповедью Московский митрополит Даниил. Протопоп Сильвестер в своем «Домострое», написанном приблизительно в 1580 году, относит шахматы к разряду «игр бесовских». И только в XYII веке церковь, убедившись, что шахматы неискоренимы, так как любимы народом, снимает свои запреты. Однако отголоски апостольского запрета еще долго держались в головах верующих.

А насчет умственного развития, приведу такое высказывание академика Натальи Петровны Бехтеревой, руководителя Института мозга человека. Она утверждала в своих работах, что смертность людей, которые должны постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывает сильной нагрузки.

Римский католицизм хорошо это понимал -и был опечален тем, что Святейший Отец Иоанн Павел II всю свою жизнь сосредотачивал лишь на молитве. Повседневная стереотипная деятельность не шла на пользу мозгового мышления, и поэтому для святейшего разрабатывали сверхзадачи. Был организован «мозговой клуб», в который успешно вписались и шахматы.

И последнее. Меня в шахматы научили играть советские воины, охранявшие в моей западно-украинской деревне три стратегических железнодорожных моста от диверсий бандеровцев. Отец и мама были верующими и неохотно воспринимали мое увлечение этой игрой. Отец часто напоминал о греховности шахмат, а мама каждый раз крестилась, когда я в очередной раз сам с собой играл в шахматы.

О греховности шахмат я никогда не задумывался. Но однажды, это было перед Пасхой, на исповеди священник спросил: «Имеешь ли ты за собой грех?» И я вспомнил напоминание отца и скоропалительно ответил, что увлекаюсь «бесовой игрой». Священник на минуту задумался, а потом сказал: «Я помолюсь перед Богом, чтобы он простил тебя за такую слабость, иди с Богом».

 

Михаил БЕНЧ, тренер высшей категории.

Напечатано в газете «Одинцовская неделя»

 

 За 10 июня 2011 год.

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    Ульяна (Tuesday, 26 August 2014 18:03)

    Довольно-таки очень познавательная статья. Я вот не задумывалась соединить шахматы и религию.
    Михаил Григорьевич помимо классических шахмат как я слышала есть и национальные варианты игры. Правда ли это? Насколько национальные варианты отличаются от обычной классической? Я даже видела шестиугольную доску.

  • #2

    Clint Isaac (Friday, 03 February 2017 12:52)


    Great blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere? A design like yours with a few simple tweeks would really make my blog stand out. Please let me know where you got your theme. Thanks a lot

  • #3

    AleXXX (Sunday, 19 November 2017 10:21)

    Clint Isaac (Пятница, 03 Февраль 2017)
    "Великолепно сказано! Вы давно интересуетесь этой темой, или услышали о ней где-нибудь? Ваш дизайн с небольшими поправками поднимет и мой блог. Пожалуйста, уведомите меня, откуда вы берете свои мысли. Пресного благодарен".

8 (915) 046-68-61

8 (966) 163-07-76

Без выходных с 9:00-18:00

Написать письмо

Разработка сайта — www.ok-2.ru